с. Каменный Брод и с. Гусёвка. Клуб Интег-РА, Волгоград. Путешествия, туры выходного дня по области, экскурсии по области, экспедиции, мастер-классы.
Клуб «Интег-РА», Волгоград.
(937) 547·75·55
(937) 089·95·50
Волгоград, ул. 13я Гвардейская, 1а, офис 62
i@club-integra.ru

Нас уже 5365 участников!

Вакансии:
клиент-менеджер
капитан-сопровождающий

с. Каменный Брод и с. Гусёвка

Выехав из Волгограда, мы отправились в сторону Ольховки.

Через пару часов пути после выезда, мы попали в настоящие поволжские степи. Те самые, которые описаны во многих книгах, где проходили пути казаков и вольных людей. Мы своими глазами убедились в бескрайности этих степей их красоте и силе. По дороге нам встретились: лиса, фазаны, хищные птиц, дикие утки и лебеди. Животные в этих краях не боятся людей — значит, они нам доверяют, а мы не должны их в этом разочаровывать. Они здесь хозяева, а мы гости в их мире!

     

 

Первым пунктом нашей поездки было с. Гусевка Ольховского р-на. Село, как другие сёла России, но в нем заложена самая главная его отличительная черта, здесь находится Ахтырский Божией Матери женский монастырь.

Историческая справка →

«Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым (именно он, странствуя по святым местам, принес Ахтырскую икону Божьей Матери с собой из Греции). По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет, как бы от горящих свечей. Известный художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, создавший здесь картину «Купание красного коня», пишет о Гусёвке: «Деревня по реке ниже, верстах в трёх, и там же монастырь женский»...

В годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость. Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом.

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище, потом, как школа. Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Летом 2004 года нашли старый колодец, над которым была построена часовня. В годы безбожия сюда влили машину солярки, чтобы отвадить верующих от святой воды». Кое-где в заборе монастыря, в стенах построек, в настоящее время, возможно увидеть старинную кладку. Её специально хранят, как память.

     

 

Рядом с источником имеется купель, для желающих очистится от всего мирского. Когда мы посетили монастырь, там шла служба, и вся наша компания не решилась нарушить покой данного Святого места, но встречавшиеся нам монашки были очень доброжелательны.

     

 

     

 

Далее путь лежал в с. Каменный Брод. К монастырю имеется только один подъезд, и он проходит между меловыми горами и лесом с вековыми дубами. Дубы, которые там растут, по преданиям, может даже древнее, чем знаменитый дуб в г. Дубовка, и являются ровесниками Ивана Грозного.

Дубов осталось сравнительно много, учитывая сколько всего они пережили. Когда мы проезжали мимо, я попросила остановиться, потому что возникло резкое желание обнять хотя бы одного из этих «великанов леса». Со мной вместе высыпали и дети, они, как никто иной взрослый, всё великолепно чувствуют.

   

 

Но расскажу о своих впечатлениях – мне показалось, что я обнимаю старого, доброго, любимого дедушку. А если еще представить, сколько всего эти дубы видели, то кроме благодарности в их сторону, в голове ничего не возникает. Особо впечатлительные люди загадывают желания и вешают на ветви деревьев тряпочки, а дубы стоят с «белыми листьями», но их это абсолютно не портит.

Через дорогу от дубов находятся меловые горы. Считается, что на данном месте, в очень древние времена, было море, и они - это память о тех временах. Но это не самое главное в данных горах. Там находятся меловые пещеры, вырытые вручную монахами, и там всегда, в любое время года 11 градусов тепла.

Историческая справка →

«Пещеры вырыты в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига, задолго до прихода сюда монахов. Происхождение и назначение пещер неизвестно. Утверждают, что прежде длина ходов в этих 4-этажных пещерах составляла 140 км. Не исключено, что пещеры на самом деле играли роль подземного города. По словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи. В 30-е годы монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. В 1935 г. мимо обители проходил маршем полк НКВД, когда подошедших чекистов встретили пулемётным огнём с колокольни, они не смогли перелезть высокую стену и отошли. Поставив на меловых горах над обителью орудия, коммунисты обстреляли её и захватили, но нашли только офицерскую белоказачью форму. Подземные ходы они закидали гранатами. Но и сейчас на территории монастыря наблюдаются периодические просадки грунта, на линии от монастырских зданий к пещерам в 1996—1997 гг. проваливалась техника. За монастырским кладбищем также открылся провал, подразумевающий подземные пустоты».

Насладившись видом меловых гор, мы доехали до самого Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря.

Историческая справка →

По преданию, на месте монастыря ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом. В 19 веке монастырь был одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья. Он был настолько обширен и богат, что владел кирпичным заводом, каретной и золотошвейной мастерской, чьи золотошвеи были лучшими на Дону. А еще на его территории располагались прекрасные сады, богатые рыбой пруды, обширные угодья. 9 целебных святых источников (серебряный, радоновый, сероводородный, натриевые, кальциевые, калиевые) обладали столь заметным целительным эффектом, что туда приезжали поправлять здоровье члены лучших российских фамилий и даже царские особы. По сей день на подъезде к монастырю можно увидеть ведущую к нему царскую дорогу.

     

 

На его территории по-прежнему бьют святые источники. Поэтому построена купальня, в которой паломники и гости совершают омовения.

Гордостью монастыря является чудотворная икона «Трех святителей», источающая благовоние. Она замечательна еще и тем, что сама постепенно очищается, со временем на ней все отчетливей проявляются невидимые раньше детали».

Осмотрев монастырь, конечно же, мы не смогли пройти мимо целебных источников. В купели купаться лично я не решилась (вода была очень холодная), но мои попутчики все-таки искупались и остались довольны. Ведь это не просто ледяная вода, а вода освященная, после купания в которой чувствуешь себя, как вновь родившийся человек, впервые пришедший на эту землю. Но я таки решилась зайти в другой источник – радоновый. Говорят, он лечит больные ноги, суставы.

     

 

А виды, которые мы увидели на заходе солнца, нельзя передать словами…

Мы зашли на территорию самого храма, он открыт для всех до самого позднего вечера. Было очень тихо, настало умиротворение внутри самих себя, и природа была спокойна на закате, почувствовав наше состояние.

 

 

Далее наш путь лежал уже до дома. Как банально бы это не звучало, мы приехали в Волжский уставшие, но довольные…

 

Прим.:

Историческая справка подготовлена на основе книги С. М. Иванова «Монастыри Волгоградской области».

Отчёт о поездке написала Оксана Горбачёва.